Легочная секвестрация 4.93/5 (15)

Гольбиц А.Б., Гвоздев А.А.

НМИЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии им. Д.Рогачева

4.93/5 (15)

Легочная секвестрация

– порок развития легкого, при котором определяется аберрантный легочный сегмент, имеющий отдельное кровоснабжение из большого круга кровообращения.

В зависимости от взаимоотношения с плеврой и венозного дренажа выделяют внутрилегочную (интралобарную) секвестрацию и внелегочную (экстралобарную). В первом случае секвестрированный сегмент легкого находится в нормальной легочной паренхиме и покрыт общей висцеральной плеврой с остальным легким, венозный отток осуществляется в легочные вены. Это наиболее распространенная форма легочной секвестрации, встречается в основном у взрослых. Внелегочный секвестрированный сегмент покрыт собственной плеврой и дренируется в полую или непарную вену, чаще выявляется у детей.
Клинические проявления заболевания связаны с наличием или отсутствием связи аберрантного сегмента с бронхиальным деревом. Соответственно легочная секвестрация может дебютировать в виде частых инфекционных процессов или быть случайной находкой при обследовании. Наиболее частой локализацией является нижняя доля легкого.

Дифференциальную диагностику следует проводить с врожденными кистами лёгкого, диафрагмальной грыжей, плевропульмональной бластомой.
Основным дифференциально-диагностическим признаком легочной секвестрации при лучевой диагностике является наличие питающей артерии, отходящей от аорты.
Лечение только хирургическое.

Клинический случай

Пациент, 6 месяцев, госпитализирован в наш центр в связи с образованием левого легкого. Из анамнеза заболевания известно, что заболел остро 2 месяца назад: фебрилитет, вялость. Получал антибактериальную терапию по поводу внебольничной левосторонней нижнедолевой пневмонии с временным положительным эффектом. При дообследовании выявлено образование нижней доли левого легкого, в связи с чем пациент переведен в наш центр.
Выполнена компьютерная томография органов грудной клетки. В средней и нижней третях левого гемиторакса определяется массивное кистозно-солидное образование с четкими неровными контурами, распространяющееся на нижнюю долю левого легкого и левый корень легкого, активно накапливающее контрастный препарат, объемом 244 см3. В левой плевральной полости визуализируется жидкость, толщиной до 9мм, с распространением по междолевой плевре. Образование кровоснабжается за счет крупной артерии, отходящей от нисходящего отдела аорты на уровне тела Th10 позвонка, венозный отток осуществляется в левую легочную вену. По задним отрезкам ребер слева, начиная с 3 ребра и ниже, определяются многочисленные увеличенные межреберные лимфатические узлы, максимальными размерами до 8 мм. Также визуализируются конгломерат лимфатических узлов у бифуркации трахеи, размерами 20х12 мм и увеличенные ретрокруральные лимфатические узлы, размерами до 10 мм.
КТ-картина интралобарной секвестрации нижней доли левого легкого. Левосторонний гидроторакс. Увеличенные внутригрудные лимфатические узлы (бифуркационные, ретрокруральные, межреберные слева).
Выполнена нижнедолевая лобэктомия. Диагноз подтвердился.

Легочная секвестрация

МСКТ с КУ, артериальная фаза контрастирования, аксиальный срез.

Легочная секвестрация

МСКТ с КУ, венозная фаза контрастирования, аксиальный срез.

Легочная секвестрация

МСКТ с КУ, венозная фаза контрастирования, корональный срез.

Вам понравилось?